Где стол был яств...

Sep. 24th, 2017 05:06 pm
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Когда-то люди боролись за плюрализм мнений и свободу их высказывания. Отвоевав эту территорию у догматизма и отпраздновав эту важную победу, человеческая мысль двинулась дальше. Теперь борьба идет за то, чтобы считать равноправными мнения о том, зачем Онегин убил Ленского, с мнениями о том, зачем Ленский убил Онегина.

В самом деле, как можно сводить богатое и многозначное произведение искусства к одному скучному толкованию, будто Онегин убил Ленского?! Это же искусство! Каждый имеет право на интерпретацию. И если кто-нибудь прочтет текст так, что Онегин женился на Ленском, а убийство совершила Татьяна, натравившая медведя на Ольгу (за все обиды и страдания детских лет), - то какое мы имеем право отвергать это мнение? Пусть остается, обогащает наши представления о произведении...

А когда у косного догматизма будет отвоевана и эта территория, война пойдет за свободу наделения слов смыслом: всякий будет вправе иметь мнение о том, что значит то или иное слово. А там уже и до частной арифметики рукой подать...

Globe's tomorrow

Sep. 24th, 2017 02:27 am
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter
По случаю обзавелся "Макбетом" 2014 года из "Глобуса". И это было хорошее возмещение морального ущерба за просмотр "Укрощения" 2012 (см. предыдущий пост). Это - "Глобус" в своих лучших качествах: когда спектакль делается не "под звезду" (это противопоказано Шекспировским текстам, где всегда много главных героев), а как ансамбль. И не на потеху публике (что уже совсем неприлично), а на самый строгий вкус. И не с самовыражением полуграмотного павлина-режиссера, а с внимательным чтением каждого слова пьесы. И особенно, когда главное в спектакле - превыше сценографии, мизансцен, мимики и пластики - это РИТМ (и мелодика) произнесения шекспировских стихов. И вообще ритм - ритм хода спектакля, ритм каждой сцены, ритм каждой фразы: как расставлены паузы, ударения и т.д. И если режиссер слышит и умеет научить этому ритму - спектакль получается превосходным. И умеют это делать только британцы, это их конек.

Макбет-2014 получился просто образцовым - по вдумчивости и по острому слуху на музыку стихов Шекспира (если кто-то забыл: Шекспир - ПОЭТ, а не прозаик-"реалист" 19 века). Проверочный монолог - "Tomorrow..."


diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Посмотрел сегодня «Укрощение строптивой» 2012 года, театр «Глобус». Это еще до того как одна особа (не хочу называть ее имени) его возглавила и превратила в попсовый кабак; но это уже почти так же плохо, как при ней. Худшее из того, что я там видел (не считая «Сна в летнюю ночь» этой самой особы). Жаль. Спектакль совсем убогий: из зрителя выжимают смех оглушительными криками, шумом и грубейшего помола шутками. Произнесение текста – вообще никакое; а для британского театра это приговор. Внимательное вчитывание в текст тоже отсутствует. Стыдобище.

И - подарок любителям оригинальностей (т.е. затертых до дыр банальностей): спектакль начинается на улице. Кристофер Слай шокирует входящую публику повадками упившегося в дым футбольного фаната, а потом писает на сцене Глобуса. Ха-ха, как смешно.

В ютубе есть несколько роликов из спектакля, если кому интересно - 1, 2, 3...

Но вообще... Покойся с миром, умный театр.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС

Sep. 23rd, 2017 12:22 pm
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Костариканцы, кроме образованного класса, книжек почти не читают. Характерная деталь: в местных магазинах есть бумажные книги, но «читалки» не продаются вообще. Спроса нет. В гос. школах, где учится дети победнее, читать почти не заставляют. Единственное исключение – общеобязательный «Дон Кихот». А в частных школах, где учится полстраны, если не больше, – там, наоборот, списки к прочтению длинные, начиная с «Илиады». И иностранным языкам учат ОЧЕНЬ хорошо, причем существуют списки книг для чтения и на этих языках. Чаще всего, это английский, но среди молодежи есть знающие французский и другие европейские языки. Один мой частный ученик, из самых бестолковых, и вообще не шибко образованный парень, имел, вдобавок к испанскому, английский и французский в свободном владении. Тут это не диковинка, а норма.

Политика железного занавеса в СССР заключалась не столько в закрытии границ, сколько в необучении иностранным языкам. Школьные уроки были болотом и безнадегой, там легче было получить отвращение к языкам, чем их знание. В университетах только узко-специализированное изучение языков было эффективным; остальная университетская масса была столь же безъязыкой, как и школьная. Люди, знающие языки, были нужны, но только на определенных «фронтах». А не где попало. И поэтому советский читатель читал мировую литературу в виде суррогата: почти исключительно в переводах, упрощенных и сокращенных, перевранных и фальсифицированных. Это-то и было главным железным занавесом, культурным гулагом.


Один из несомненных признаков образованного человека – хорошее знание 1-2-3 языков и чтение книг для себя, для удовольствия, на каком-нибудь иностранном языке. Конечно, технические возможности для этого были у всех: библиотеки открыты и бесплатны, заходи, бери, учись и читай сколько влезет. Но пользовались этим немногие. Привычно довольствовались культурной баландой: «литпамятниками» и «библиотекой мировой литературы».


В постсоветское время ситуация улучшилась, знание языков стало более массовым. Но культурный «слой», т.е. люди, читающие на разных языках (вне профессиональной нужды, а для себя), – по-прежнему очень тонок.


М. Гаспаров писал, что перевод должен показывать не «как это было бы по-русски», а «почему этого не могло быть по-русски». Подобные переводы «с культурной дистанцией» могли бы быть стимулом для читателя учить языки и переходить к оригиналу. Но они были редки. В большинстве своем советский переводчик занимался «адаптацией» мировой литературы, стягивания ее к среднешкольному уровню образованности и усредненному пседво-пушкинскому вкусу в поэзии (если это стихотворные тексты). Такие переводы могли воспитать только самодовольного и ограниченного жителя культурной слободки, у которого никогда не возникнет желания посмотреть, а что там за железным занавесом.

diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter
Пока кум Ким называл кума Трампа гусаком чокнутым старичком, а кум Трамп называл кума Кима человеком-ракетой, миру ничего не грозило. Но сегодня в их идиллическую перебранку вмешался кум Лавров, обозвав обоих "детским садом"; и вот тут уже мировое равновесие пошатнулось. Теперь, надо понимать, те двое объединятся, чтобы дать ответ куму Лаврову. Назовут его "жуликом и вором" или еще как-нибудь. Ситуация тревожная.

It is, isn’t it?

Sep. 22nd, 2017 01:37 pm
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Брексит потихоньку меняет репутацию Британии к худшему: некогда казавшаяся остроумной, она начинает выглядеть смешной; некогда казавшаяся благородно-уединенной на своем острове, она начинает выглядеть маргинальной. Помпезно начатый выход из ЕС (we take control back) почти сразу скомпрометировал себя скандальным враньем (одно из ключевых обещаний про 350 млн и нац.здравоохранение никто не собирался выполнять); потом оказалось, что цена выхода перекрывает все возможные бонусы; и в результате – никто сейчас не прикладывает таких отчаянных попыток остановить или замедлить процедуру выхода, как само британское правительство. Европа, до референдума пытавшаяся вразумить британцев и предотвратить брексит, теперь его, наоборот, торопит: им неопределенность сильно затрудняет жизнь. А правительство Мей, самое постыдное на моей памяти (ну разве что еще Блэр оставил тяжелые воспоминания), думает только об одном: как остановить брексит, но при этом не потерять лицо. И в результате еще более постыдно теряет лицо...

Марина Хайд, «Lady Disdain», с
очередной своей цианистой колонкой в Гардиан по поводу речи Мей во Флоренции («the most humourless and uptight Brit in Florence»):

…To call the speech optimistic didn’t really cover it. Many of the lines had the flavour of something you’d say if you were leaving your wife of 40 years for a Babestation presenter... This period could be remembered “not for a relationship that ended, but a new partnership that began”…

…It took place in front of a backdrop reading: “Shared history. Shared challenges. Shared future”, which is Italian for “Is it too late if we stop being delusional? It is, isn’t it?” 

"Mire, vuestra merced..."

Sep. 22nd, 2017 04:32 am
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Искал по кино-сусекам какую-нибудь хорошую версию Дон Кихота. И все разочарования. Даже британцы (2000) не справились; не ожидал от них такого ножа в спину. От американцев и не ждал ничего. Фильм 33 года с Шаляпиным, который своим утробным басом поет мюзикловые песенки, – нет уж, увольте. Испаноязычный фильм Орсона Уэллеса мог бы быть хорошим, но остался неоконченным, и вдобавок его испортила современная озвучка – хуже самодеятельности. Русский фильм Козинцева с Черкасовым смотрится очень хорошо на этом безрыбье, но и он сильно испорчен казенной «социальной темой». И вдруг наткнулся на испанский фильм 47 года, и все встало на места. Прежде всего, дело в языке: только по-испански разговоры дон Кихота с Санчо звучат естественно. Ну а как только текст полился бальзамом на душу, все остальное – «дело техники». И с техникой там оказалось все в порядке. Сцена с мельницами получилась почти как «Броненосец Потемкин»...

Que disfruten!


diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Кум Трамп, браня кума Кима, создал роскошный образ «человека-ракеты» (уверен, что авторы мультиков и комиксов его подхватят, будет оглушительный успех, как у Spiderman); а кум Ким, браня кума Трампа, ответил в духе лимериков Э. Лира: «Сумасшедшего американского старичка непременно, наверняка буду укрощать огнем»...


Я же
говорил, что у них там поэтическое состязание, как у Гомера и Гесиода.

 ...

Один старичок из Америки
Не умел сочинять лимерики.
А кум его Ким,
С прищуром таким,
Смеялся над ним до истерики.

Смена вех

Sep. 21st, 2017 01:32 pm
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Когда-то, говоря о «новом искусстве, открывающем горизонты» и «косной толпе, не желающей его понимать», мы сразу простодушно попадали в лапы к бизнесменам XIX века. Потому что именно в XIX веке, в эпоху коммерциализации искуства, и была придумана эта маркетинговая схема, бесперебойно работавшая почти двести лет; именно тогда были созданы образы буржуазной «косной публики» и длинноволосого «непонятого гения». Никакой «правды искусства» (и вообще правды) в этих категориях не было, ибо искусство ими вообще не оперировало; все это был чистый маркетинг. Игра в публику и гения, как заметил еще Гессе в «Степном волке», была взаимно фальшивой, притворной. И в XIX, и в XX веке надо было четко понимать, что всякий художник (поэт, музыкант), пытающийся явить себя миру в образе непонятого гения, – это мошенник, коммерсант.

Но сегодня эта песня уже не актуальна. Она ушла в прошлое и сменилась другой: всякое мнение – в одну цену, всякое самовыражение одинаково ценно. Век больших «непонятых» Нарциссов, противостоящих «косной» публике, сменился веком маленьких общепонятных нарцисиков, неотличимых от публики. Свю низкорослость они компенсируют массовостью, сопоставимой с количеством самой публики. Непонятый гений совокупился с непонимающей его толпой, и их приплод, мелкий и многочисленный, как икра рыбы, более не претендует ни на гениальность, ни на непóнятость. Идея Гения + идея толпы = идея права на самовыражение, и это самовыражение более не ограничено ни требованиями ремесла (которые раньше работали как фильтр), ни аристократической этикой роста над собой (которая всегда была присуща искусству).


Но надо понимать, что «современное искусство» - это нейтральный термин. Это просто искусство, создаваемое сегодня. Оно разное. То, что наглый и невежественный «демократический Самовыраженец» вытеснил аристократического Мастера, не значит, что Мастер умер. Просто его стало труднее найти и услышать; но ход истории искусства по-прежнему предопределяет именно он. А с остальными, с самовыражающимся планктоном будет как в Дантовом Лимбе: взглянул - и мимо...

diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter
Дочь взволнованно вбегает в комнату: "А ты знаешь, как по-испански корма корабля? Попа!" - "Culo, что ли?" - "Да нет, popa!"

Гляжу в словарь - и правда:


popa, f

1) корма
2) хвост
3) сиденье (расположенное по ходу движения - в карете )
4) попа; зад(ница)

Как я мог этого не знать?!

Малых сих

Sep. 20th, 2017 11:56 am
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Трудно переносимое зрелище. Улица около начальной школы в Мехико. Только что здание сложилось гармошкой прямо на головы детей. Родители бегают в панике, ищут своих, пытаются проникнуть в руины...

diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter
В первом раунде укрощения строптивой Катерины Петруччо дрессирует ее (среди прочих приемов циркового укротителя) бесконечным повторением ее имени: так одомашнивают зверушку, приучают ее к кличке. И еще так внушают бессознательное доверие «к своему» – к тому, кто постоянно зовет тебя по имени. Причем, использует только по-семейному сокращенное имя – Kate вместо Katharina. Как она ни противилась (They call me Katharina), Петруччо не дал сбить себя с толку и продолжал говорить только Kate: в следующих 6 строках имя звучит 11 раз.

You lie, in faith; for you are call'd plain Kate,
And bonny Kate and sometimes Kate the curst;
But Kate, the prettiest Kate in Christendom
Kate of Kate Hall, my super-dainty Kate,
For dainties are all Kates, and therefore, Kate,
Take this of me, Kate of my consolation…


Мое любимое тут выражение – Kate of Kate Hall. Интернет-комментаторы пишут, что в старину имениям давали имена хозяев, и потом, для большего почета, звали человека, пристегивая к имени – имение: какой-нибудь Kent of Kent Hall. Не знаю, правда ли; у Ш. я такого больше не встречал. Но фраза шикарная.

А за ней идет кулинарный комплимент-каламбур:

         ...my super-dainty Kate,
For dainties are all Kates...


Dainty было приложимо и к девушке (изящная, утонченная), и к лакомству (изысканное); а dainties – это уже только сладости. И фраза dainties are all Kates – это каламбурная замена фразы dainties are all CAKES.

Чуть дальше Петруччо начинает каламбурить на тему одомашнивания зверушек, и за именем Kate начинает звучать Cat. Теперь речь идет о превращении дикой кошки 
(wild cat) в домашнюю (household cat):

...For I am he am born to tame you Kate,
And bring you from a wild Kate to a Kate
Conformable as other household Kates


Этот диалог, один из самых остроумных и виртуозных у Шекспира, насыщен игрой слов как мало какой другой. Но в центре его – само имя Катерины, обыгранное как сумма двух слагаемых: Cake + Cat = Kate
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter
В воспоминаниях о дореволюционной жизни мы читаем, что уличные торговцы зазывали покупателей каждый своим кличем, полуговором-полупением, т.е. таким "лейт-мотивом", как в операх Вагнера, чтобы его отличали и узнавали.

В Коста Рике эта традиция жива, только торговцы ездят по субурбиям на автомобилях и их лейт-мотивы записаны и проигрываются безостановочно через мегафон. Вот, только что проехал мужичок, у которого я обычно покупаю яйца:

"Cartón con treinta huevos, llegaron huevos!"

...

Sep. 18th, 2017 07:35 pm
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter
My roof is gone. I am at the complete mercy of the hurricane. House is flooding.

(Dominican PM Roosevelt Skerrit, right now.)
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Ближний в окопе залег,  и пулей его не достанешь.
Как же ему втолковать   тезис о братской любви?!

diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Денис Карагодин откопал в Томском архиве УФСБ стенограмму оперативного совещания в УНКВД по Западно-сибирскому краю – инструкция к началу операции «Большой террор-37». Крайне интересный документ: не официальный циркуляр, а стенограмма живой речи.

Тут надо понимать вот что. Империя зла - это не когда злые люди массово творят злые дела. Это когда зло является структурным принципом государства, "вопросом техники".

"...Вы должны посадить 28 июля 11000 человек ну, посадите 12000, можно и 13000 и даже 15000, я даже вас не оговариваю этим количеством. Можно даже посадить по первой категории 20000 чел. с тем, чтобы в дальнейшем отобрать то что подходит к первой категории и то что из первой должно пойти будет во вторую категорию. На первую категорию лимит дан 10800 человек. Повторяю, что можно, посадить и 20 тыс., но с тем, чтобы из них отобрать то, что представляет наибольший интерес...

...Вы не смущайтесь, что лимит такой же и заставьте народ искать контрреволюцию с тем, чтобы мы могли ставить эти дела на тройке по рассмотрению РОВСовских дел... перед вами стоит задача вскрыть организованное подполье, дела не свертывать, а наоборот развертывать и развертывать борьбу с организованной контрреволюцией...

...Стоит несколько вопросов техники. Если взять Томский сектор и ряд других секторов, то по каждому из них в среднем, примерно, надо будет привести в исполнение приговора на 1000 человек, а по некоторым до 2000 человек... Найти место, где будут приводиться приговора в исполнение и место, где закапывать трупы.
 Если это будет в лесу, нужно чтобы заранее был срезан дерн и потом этим дерном покрыть это место, с тем, чтобы всячески конспирировать место, где приведен приговор в исполнение потому, что эти места могут стать для контриков, для церковников местом религиозного фанатизма...

... Не думайте, что это такое простое дело, по Мариинску, например, надо будет, примерно, привести в исполнение 1000 приговоров, в среднем по 30–40 каждый день. Особенно тяжело это будет в таких оперсекторах, как Черепаново...

... Вопрос об учете семей. Семьи должны учитываться параллельно с проведением операции... Стоял вопрос, чтобы семьи первой категории выслать сразу, а когда подсчитали, что это будет стоить, вышло 1 миллиард рублей. Выходит – это очень дорого. Все семьи первой категории высылать мы не будем, но на учет их надо взять. Из этого учета наиболее активные семьи придется, видимо, высылать в этом году...

... Горючее нам увеличивают на 35 тонн в месяц. Это должно обеспечить каждого начальника сектора горючим. Нужно, чтобы через 3-4 дня наряды были даны и запас этот являлся неприкосновенным фондом на местах, иначе вы не свезете арестованных и не вывезете расстрелянных. Все это надо предусмотреть...

...Для приведения приговоров в исполнение отберите начальника тюрьмы, из курсантов, из фельдсвязи, причем отберите с таким учетом, что надо будет копать, грузить, отвозить. Машины мы дадим, а шоферов у нас нет...

... <?> всех заведывающих кладбищами и посадите туда своих людей, а если это контрики, прямо арестуйте их. На это время можно посадить своих людей из оперативников, из кого хотите и платите сколько угодно.
 Когда на кладбище будет свой человек, вы себе развяжете руки. Я не представляю ни одного заведывающего кладбищем, которого нельзя было бы посадить. Подберите материал и посадите...

...Первая операция по всему Союзу начнется 28-го июля..."

diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Думаю, уже последнему тугодуму понятно, что атака на «Матильду» организована церковью, – пусть даже она и жеманится, и складывает губы бантиком, открещиваясь от своих бойцов-поджигателей. И понятно, что никакая грудь Матильды им не интересна; это только повод для захвата бОльшей власти – шантажом и запугиванием целой страны. Все полит. силы готовятся к «уходу Путина»: просчитывают варианты, сколачивают коалиции, рисуют карты будущих сражений. Чем ряженые хуже? У них тоже есть план крестового похода к Центральному Корыту. Операция «Матильда» - один из этапов этого похода.

На удивление храбро повел себя Мединский, выступивший против всей этой бородатой сволочи. Вот уж шустрила и проныра; но тут он не стал тихо отсиживаться, как это принято у российского начальства, а пошел в атаку, рискуя своей карьерой:


«Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая г-жа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. ... Тем более не готов разгадывать мотивации разнокалиберных "активистов"-поджигателей, нагло именующих себя "православными".»


Церковные начальники в интервью печально качают головой, говоря, что Мединский совершил «политическую ошибку», поддержав "Матильду". Верно: как политик он сильно рискует и ничего не выигрывает. Только ведь ему и терять нечего. Как бы ни был он плох, играет он – в светской команде; с бородатыми у власти ему не уцелеть. Церковь давно уже стала всероссийским Фомой Опискиным. Если она станет еще и «главным полковником», Мединскому придется, самое меньшее, проститься с портфелем.

Впрочем, всякий разговор о русской политике уже давно звучит как тексты Кафки: все рубежи здравого смысла давно пересечены. После глубокой опричнизации и талибанизации России, нормальный «дискурс» там уже невозможен.

Повторюсь: одно из главных умений в жизни – вовремя сказать «нет». Упустишь момент – окажешься в абсурдном кафкианском мире, где уже поздно и бессмыссленно говорить «нет», где исправить все можно только огнем и серой...

diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Laurel and Hardy, конечно, не «мастера искусств» и смеяться над их комедиями можно только после сдачи всех позиций хорошего вкуса и безоговорочной капитуляции чувства юмора. Но одна забавная деталь их комедий стала классикой кино. Это боевые фуги: длинные сцены взаимного битья или «нанесения материального ущерба», которые развиваются либо вширь (растет число участников), либо вглубь (растет масштаб ущерба). Сцены эти так хорошо рассчитаны, а их развитие столь безупречно соответствует классическим представлениям о форме, что на «игру актеров» (т.е. их убогое кривляние) перестаешь обращать внимание. И этот голливудский классицизм (без кавычек), т.е. совершенно моцатовское изящество формы – единственная причина, по которой эти несмешные фильмы с ужасными актерами не теряют своей свежести.

Сцена из 
Big Business (1929) была выбрана по соображениям злободневности: это лучшая иллюстрация разгорающихся коммунальных дипломатических дрязг между Москвой и Вашингтоном, всех этих отобранных парковок и закрытых консульств. 

 

 

In Wonderland

Sep. 13th, 2017 02:42 pm
diejacobsleiter: (Default)
[personal profile] diejacobsleiter

Иногда по утрам от чтения новостей у меня возникает чувство, что я проснулся не в тот мир. Вот и сегодня: читаю, что, наконец-то, после многолетнего ожидания, почтенной публике будет показан ледоруб Рамона Меркадера, обрызганный кровью и мозговым веществом великого Льва Троцкого.

В свое время его стащил со склада улик и припрятал шеф полиции Мехико-сити, потом ледоруб унаследовала его дочь и 40 лет хранила под кроватью, пока не решила продать (“
I am looking for some financial benefit, I think something as historically important at this should be worth something, no?”), а у нее купил частный коллекционер, автор книг по истории шпионажа И вот, наконец, - тадам! - его выставит на всеобщее обозрение Вашингтонский музей шпионажа, наряду со множеством других ценных артефактов. Спешите видеть!

Profile

refleksia: (Default)
refleksia

September 2017

S M T W T F S
     1 2
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 04:15 am
Powered by Dreamwidth Studios